Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социально-экономические изменения в обществе предъявляют новые требования к личности специалиста. Важной является «способность быть субъектом своего профессионального развития, в условиях социальной неопределенности самостоятельно находить решения».
Актуальность исследования заключается ещё и в том, что эффективную помощь педагог-психолог может оказать, только если сам является постоянно развивающимся субъектом, если у него самого повышается уровень самосознания.
Осознание особенностей своего личностного профиля способствует формированию адекватного взгляда на свои возможности, соотнесению требований профессиональной деятельности со своими личностными особенностями и интеграции их в структуру собственной профессиональной деятельности и вследствие этого формированию индивидуального стиля деятельности. Всё это поможет сформировать позитивное отношение к своей деятельности и в итоге удовлетворенность ею.
На основе теоретического анализа установлено, что в последние годы достаточно активно исследуются проблемы личности и деятельности психолога. В работах Г.С. Абрамовой, А.Г. Асмолова, М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Н.И. Исаевой, Ю.М. Забродина, А.А. Крылова, СВ. Недбаевой, А.А. Реан, Е.И. Рогова, Е.Ф. Рыбалко и др. рассматриваются вопросы развития и формирования профессиональной психологической деятельности, знаний, умений и навыков психолога.
Исследованию профессионально значимых качеств практического психолога посвящены работы Н.А Аминова, Ф.Е. Василюка, Е.А. Климова, М.В. Молоканова, Р.В. Овчаровой, А.А. Реана, Е.С Романовой, Е.В. Сидоренко и др.
Примерная модель личности и профессиональной деятельности психолога образования
Психолог образования – это специалист, который занимается изучением психологических процессов, возникающих в процессе обучения и воспитания. Работа данного специалиста направлена на создание условий для максимально эффективного усвоения знаний и развития личности учащихся. Однако, чтобы быть успешным в данной профессии, необходимо обладать определенными качествами и характеристиками.
Специфика профессии психолога предполагает единство личностных и профессиональных качеств. Мы можем увидеть эту позицию в высказываниях многих отечественных исследователей. Г. С. Абрамова считает, что «личность психолога является инструментом профессиональной деятельности», «в качестве системы координат психолог использует свое Я», «он сам (психолог), его Я являются главным инструментом его работы» .
Личность психолога образования – это сложное понятие, которое включает в себя множество характеристик, свойств и качеств. Однако, можно выделить несколько основных аспектов, которые должны присутствовать у специалиста данного профиля.
Профессиональная квалификации педагога-психолога, за частую, (если не всегда), от нее требуют полного соответствия современным тенденциям развития, как педагогики, так и психологии. Однако, помимо этого, не оспорим факт необходимости в соответствии специалистом, определенным требованиям, предъявляемым к его личностным качествам. Как начинающий специалист, так и более опытный, должен обладать следующим набором личных черт характера:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г. С. Психологическое консультирование: теория и практика. М.: Издательство Прометей, 2018. - 362 c.
2. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития. М.: Юрайт, 2021. – 234 с.
3. Косцова, М. В. Особенности выбора профессии «психолог»: результаты опроса / М. В. Косцова, В. В. Головина // Осознание Культуры - залог обновления общества. Перспективы развития современного общества: материалы XXII Всероссийской научно-практической конференции, Севастополь, 16–17 апреля 2021 года. – Севастополь: ООО "Рибест", 2021. – С. 329-332.
4. Лапин, Н. И. Теория и практика инноватики: учебник для вузов [Текст] / Н. И. Лапин, В. В. Карачаровский; под общей редакцией Н. И. Лапина. – 2-е издание. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 350 с.
5. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. С. Подымова [и др.]; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 246 с.
6. Панферов, В. Н., Васильева, С. В., Микляева, А. В., Безгодова, С. А. Введение в профессию: психолог. М.: Юрайт, 2021. 291 с.